1 марта 2016 г.

RIP: David Bowie, Эпоха соул-мена и наркотиков (1974-75)

     Америка, наркотики и соул – все, что вдохновляло в средине 70х Девида Боуи. И многих многих других артистов. Все больше в музыке фигурирует саксофон, блюзовые нотки, балады и влияние афроамериканской эстетики, которая заполонила все экраны. В это время в кино крутят фильмы в жанре блэксполейшн (об афро-гангстерах) и даже фильмы о Джеймсе Бонде снимаются в этом ж жанре с девизом: «Умри и дай умереть».
    «Я стал соул-меном» - заявлял Боуи. Вот так с уверенностью он мог определить себя в любой период своей жизни, полностью меняя себя постоянно и следуя за течением жизни.
Источник его стиля очевиден. В то время в актуальном искусстве безраздельно царил Нью-Йорк. Точнее «Фабрика» Энди Уорхолла. Они были близки по духу. Холодный, безэмоциональный эпатаж, начисто игнорирующий общепринятые нормы поведения.                      Препарирование массовой культуры в продезинфицированных медицинских перчатках. Этот стиль уже прорывался в музыку, но был на тот момент крайне непопулярен, словно колючий куст среди цветов. Но время уже менялось, и Боуи вовремя сделал свой ход, оказавшись на гребне волны.
     Появился термин пластиковый соул — сперва им ругали за попытки исполнения соул-музыки Джагера, иронически подчеркивая, что белый музыкант попробовал исполнять традиционно «черную» музыку.  Тем временем  сам Боуи начал работать над пластинкой «Young americans» главной в определении этой эпохи, и перебрался в Америку. Тут и столкнулись английский рок с Американским соулом. В альбоме очень спокойные песни, без единого намека на то, что Боуи делал до этого. Записанная вместе с Джоном Ленноном песня «Fame» стала самой популярной из всей пластинки, и не удивительно. Когда два гуру музыкального бизнеса встречаются, да еще и те, кто по сути стоял на истоках всей этой музыки, - получаются шедевры, которые определяют всю эпоху.
Про свой «пластиковый соул»  Боуи говорил, что он всего лишь пытался намекнуть на то, что его эксперименты с жанром были ни чем иным, как совершенно смехотворной попыткой белого музыканта, забавы ради, попробовать себя в традиционно чёрном жанре. При этом синглы Боуи хорошо продавались, и его эксперименты с соул-музыкой в целом были приняты хорошо, более того, он даже стал одним из немногих белых исполнителей, которым было предложено выступить на шоу Soul Train (популярная передача о музыке соул).
«Не было причин менять американский соул, ведь он уже укомплектован. Я лишь хотел раскрутить его, добавить куража» - заявлял Боуи. И вправду, музыканты, которые работали с ним над альбомом говорили, что Боуи предлагал несвойственные для этого стиля аранжировки, которые сложно было исполнить. Он никогда не искал легких путей, самое важное было найти свежий взгляд на музыку, посмотреть на нее взглядом первооткрывателя. 

23 февраля 2016 г.

RIP: David Bowie, Эпоха Ziggy Stardust (1972-73)

    Вот уже 40 дней, как великого музыканта и рок идола не стало на этой планете.  Он любил тех, кто творил великое и что-то по-настоящему новое, экспериментальное. Каноны? Дэвид Боуи – не создавал, он рушил их с каждым днем.  Никто никогда не расскажет о нем все, ведь даже он сам не знал настоящего себя. Ziggy Stardust, Белый Герцог, Майор Том, просто Дэвид Боуи – все это образы эпох музыкальной карьеры этого творца. И он никогда не хотел быть каким-то одним персонажем. А знаете почему? Потому что Боуи больше всего боялся сойти с ума.
    Вот его краткая биография: Мать — участница фашистского движения Освальда Мосли. Отец — алкоголик. Сводный брат — шизофреник. У Боуи разноцветные глаза.  Бисексуальность. Он подросток мод. Танцор в авангардной театральной труппе. Хиппи, увлекающийся дзэн-буддизмом. Эстрадный певец, выступающий в пабах с популярными песнями перед пьяными докерами. Каждая из этих ипостасей, как детали калейдоскопа, вливалась в другую, пока не возник тот образ, который мы знаем.

Я хотела бы напомнить самые яркие года, образы и моменты в его музыкальной карьере.
     Представьте себе, Британия, 70-е, отстройка после войны, люди полны предрассудков, и тут, появляется человек с другим взглядом на жизнь, мораль, философию и сексуальность. Боуи показал миру своего первого персонажа – Зигги Стардаста – пластмассового человека из космоса. Боуи записал один блестящий альбом психоделического фолка, в котором были умело использованы все необходимые штампы. И в лучшей песне этого альбома речь идёт не про любовь и свет. В ней говорится о человеке, падающем в глубину космоса, в неуправляемой железной посудине, и внимательно смотрящем на звёзды. Для того, чтобы такой взгляд на мир стал действительно популярным, требовалось великое разочарование. Суицидальный протопанк вот как называлась его музыка.

      Над песнями из этого альбома "The Rise And Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" (1972) музыкант трудился целый год. И после этого альбома Боуи официально проснулся рок звездой.  Не зря. Альбом ассоциируется с трансформацией рок-н-рола и привычного взгляда на жизнь. Начиная с песни «Lady Stardust» в которой, он объясняет свой образ и слухи по поводу него, Star – каково это быть звездой, сделавшей такую реформацию в рок-н-роле, а Ziggy – немного приоткрывала дверь к его образу. Такие настоящие песни как Five Years, Rock nRoll Suicide провели параллель между всемогущим космическим существом Ziggy и уязвимым человеком, подающимся порыву и чувствам. Пластинка - симбиоз образа и человека в одном Боуи.  Слушая каждую песню, не понимаешь, как до такого можно было додуматься в эпоху рока. Он выворачивал все наизнанку. 

     Как то Боуи сказал: «Я не играю рок, я его использую». Например песня, Soul Love – ее совсем нельзя назвать роковой композицией. Саксофон, необычный темпо ритм, присущий больше для блюза и партии гитары в роковом виденье. Разве не революционно? Moonage Daydream – гитара и свирель, так же хочется сказать о гитарном соло в этой песне – оригинально и по-новому для того времени. Будто звуки звезд в космосе, комет и при этом гитарное соло в нестандартной подаче. Скрипка играла не малую роль в некоторых композициях – например, Five Years, что придало ей большей драматичности и чувство момента.

     Каждая новая песня – переворот сознания. Определенно это один из лучших альбомов музыканта! Столько революционного и оригинального принесла каждая композиция, что не удивительно, как она влияла и влияет на музыку рок звезд до сих пор. Не ошибусь, если скажу, что тот рок, который мы привыкли слушать, появился после Зигги. Методом эксперимента он создал необычные аранжировки. Пытался обойти всех и звучать так, как никто до него, меняя ритм, и добавляя неожиданные переходы в мелодиях, непривычные в роке. Например в Rock ‘n’ Roll Suicide никак не ожидает таких переходов с помощью скрипок, саксофона и клавишных. Уж, и не стоит напоминать о его образах, которые будоражили воображение любого, кто хоть раз глянул на Боуи. Он был недосягаемым и таким понятным. 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...